Ораторское искусство
Укажите полное описание.
Программа занятий
-
Программа учебной дисциплины «Ораторское искусство»
I.ЦЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕРЕКВИЗИТЫ
Целями освоения дисциплины являются:
· изучить основы ораторского искусства, историю, теории, практики, техники;
· изучить основы, принципы, техники современной риторики как важнейшей отрасли
общения;
· сформировать практические навыки публичного выступления;
· научить работать с телом, речевым и дыхательным аппаратом, голосом;
· научить использовать схемы построения публичного выступления, изучив законы
логики и аргументации;
· раскрыть студентов как личность и помочь им выражать себя через словесное искус-
ство.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.История предмета Ораторское Искусство и Риторика.
История ораторского искусства и риторики. Античность: зарождение риторики – место,
мотивы, выдающиеся личности. История русского ораторского искусства. Место риторики в
наши дни, взаимодействие с психологией и философией, виды риторики.
Процесс говорения – это телесная практика. Как тело участвует в процессе говорения и
какая роль ему отведена в выступлении.
Тема 2. Постановка цели. Риторический канон. Законы логики. Ораторские стили.
Освоение текста, произнесение речи.
Определение цели перед подготовкой к выступлению. Сверхзадача. Мотивирующие
примеры практического применения целеполагания в публичном выступлении.
Путь от мысли к речи. Этапы риторического канона. Инвенция, смысловые модели.
Диспозиция, композиция – расположение собранного материала, выгодный монтаж.
Элокуция - оформление мысли, красота речи, подбор точных, уместных слов и выраже-
ний, выбор стиля. Мемориа, способы запоминания, освоения речи, присвоение текста для убе-
дительности звучания. Акция непосредственно произнесение речи, взаимодействие с публикой.
Тема 3. Диафрагмальное дыхание.
Ценность осознанного дыхания. Определение верного способа дыхания для выступаю-
щего человека. Практические упражнения по дыханию. Раскрытие голоса по средствам нала-
женного контролируемого сильного выдоха, упражнения.
Тема 4. Артикуляция.
Законы артикуляции. Чѐткость речи, как уважение к слушателю. Практические упражне-
ния для отработки чѐтких звуков в устной речи.
Тема 5. Развитие голосового диапазона и силы голоса. Голосовой тембр.
Техника развития голосовых возможностей, как воздействующий приѐм устной речи.
Практические упражнения.
Тема 6. Интонация и ритм, как важнейшее средство выразительности.
Законы интонации, обусловленные пунктуацией. Законы интонации, вызванные внут-
ренней логикой говорящего. Понятие ритма. Ритм выступления, общий ритм аудитории. Атмо-
сфера по М. Чехову, создание единой атмосферы между слушателями и оратором, кто за это
отвечает. Практические упражнения.
Тема 7. Тезисы, аргументация.
Формирование тезисов для раскрытия темы. Подбор аргументов, логических и психоло-
гических. Выбор аргументов отталкиваясь от анализа предполагаемой аудитории. Развертыва-
ние аргумента: увеличение количества доводов или подробная разработка одного довода. Раз-
бор примеров.
Тема 8. Жесты, поза, мизансцена. Работа с аудиторией, распознавание реакции.
Аудитория, как партнёр.
Практические упражнения по постановки выгодной позы оратора. Значение жеста, что
является жестом. Усиление эмоционального звучания, виды жестов. Эмоциональная отзывчи-
вость, связь внутреннего и внешнего. Практические упражнения из актѐрского тренинга на
партнѐрство. Развитие творческого внимания. Постановка действенных задач оратора на каж-
дом этапе выступления
Тема 9. План подготовки публичного выступления. Этика ораторской речи.
Стадии подготовки к публичному выступлению: сбор материалов, разработка темы, со-
ставление плана, критический анализ выбранной аргументации, освоение текста, репетиция
произнесения речи.
Чем отличается манипуляция от мотивации, этическая сторона речи, ответственность
оратора. Убеждение и принуждение, в чѐм разница.
Тема 10. Законы дискуссии. Искусство спора. Умение отвечать на вопросы.
Поиск истины через путь размышления. Правила спора Древней Индии, Аристотеля и
искусство ведение диалога Сократа. Виды спора и его структура. Приѐмы полемики, для защи-
ты своей точки зрения. Практическая игра – тренинг по теме.
Тема 11. Подготовка к самопрезентации. Речевой имидж оратора.
Невербальные сигналы. Зрительные маркеры. Что такое харизма и возможно ли еѐ раз
вить? Практические упражнения по развитию эмоционального интеллекта.
2
III. ОЦЕНИВАНИЕ
Преподаватель оценивает работу студентов на занятиях. Оценки за работу на занятиях
преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по дисциплине рассчиты-
вается по формуле:
Онакопленная= 0,2* Озадание1 + 0,1* Озадание2+ 0,3* Озадание3 + 0,4* Озадание4
Экзамен по дисциплине не предусмотрен, результирующая оценка выставляется по
накопленной. В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине.
Орезульт = Онакопл
При получении неудовлетворительной результирующей оценки, согласно «Положению
об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ
ВШЭ», студент имеет право на пересдачу в установленные сроки. На пересдаче студенту не
предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за те-
кущий контроль.
Не подлежат пересдаче:
· положительная итоговая оценка за дисциплину;
· оценки за отдельные текущие формы контроля;
· итоговое задание.
Пересдача комиссии проводится в форме устного экзамена на знание и понимание мате-
риалов дисциплины. При пересдаче комиссии накопленная оценка не учитывается.
Оценка рассчитывается по формуле
Орезульт = Оэкз
IV. ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Тематика заданий для текущего контроля совпадает с тематическими разделами, приве-
денными выше.
Задание №1 – скороговорки. Студент должен знать скороговорку наизусть, произнести с
чѐткой дикцией, звуковым посылом и верной интонацией.
Задание №2 – защита презентации на свободную тему. Студент должен продемонстри-
ровать свободное повествование темы, чтобы связный рассказ студента являлся основой вы-
ступления, а слайды презентации - дополнительной аргументацией.
Задание №3 – выступление «Без чего не может жить человек». Главная задача задания
использовать риторический канон, раскрыть идею через точно выбранный тезис и аргумента-
цию.
Задание №4 (итоговое) – выступление «Кто я» включает демонстрацию предыдущих
навыков. Также в этом выступлении ученик учится раскрывать свою личность, используя зна-
ния о речевых стилях и имидже оратора.
Во всех выступлениях речь должна быть чѐткая, внятная, ученик должен демонстриро-
вать владение голосом, телом, распределением в пространстве, поддерживать контакт с аудито-
рией.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»