Художественное чтение

 .

Программа занятий

                                     Пояснительная записка.

      Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

       Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

        Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

 Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

     В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который будет заложен в дошкольном детстве. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Чтение художественной литературы».

        Содержание направлено на формирование у детей целостной картины мира, развитие способности творчески воспринимать реальную действительность и особенности её отражения в художественном произведении, приобщение к социально-нравственным нормам.                        Методы реализации программы: чтение, рассказывание, прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, беседа, литературные вечера, праздники, театрализованные представления, тематические выставки, метод проектов.                                                                                           Место (роль) программы в образовательном процессеинтеграция с образовательными областями «Коммуникация» (обогащение содержания общения взрослого с ребёнком и детей со сверстниками обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря и пр.), «Познание» (формирование у детей целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности и т. д.), «Социализация» (личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально-этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме и т. д.), «Музыка», «Художественное творчество» и другими                                                                                                                                Ведущими идеями программы является создание:                                                                                 Условий для удовлетворения индивидуальных  потребностей и эстетических запросов через вариантность содержания программы ;                                                                                      Нравственно-эмоционального климата и чувственно –эмоциональной поддержки условий для самоопределения , саморазвития ,свободного .                                                                                   Задача современного образования –формировании УУД.  Термин « УУД »  означает умение учиться ,т. е. Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.                                            Функции УУД: Обеспечение возможности воспитанников самостоятельно осуществлять  деятельность учения , и ставить учебные цели , искать  и использовать необходимые средства и способы их достижения , контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 2. Создание условий для гармоничного развития  личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ;обеспечение успешного усвоения знаний , формирования и умений ,навыков                                                                                       Цель реализации  программы: формирование у детей целостной картины мира и приобщение к социально-нравственным нормам в процессе ознакомления с художественной литературой. Задачи, которые позволяют достигнуть поставленных целей:                                      1.  Обогащение читательского опыта детей, углубление и дифференциация читательских интересов, обогащение представлений о многообразии жанров, родах и видах литературы.    2.  Развитие художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста, развитие умения элементарно анализировать содержание и форму произведения, развитие литературной речи.                                   3.  Воспитание ценностного отношения к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи, социально-нравственное воспитание.                        Личностные ,метапредметные и предметные результаты освоения программы -является формирование следующих универсальных учебных действий(УУД).                            Личностные УУД:                                                                                                        1.Эмоциональность ; умение осознавать и определять ( называть) свои эмоции.                    2.Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.                                                                                                                   3.Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы ,бережно относиться ко всему живому ; чувствовать красоту живого слова; стремиться к совершенствованию собственной речи.                                                                                                                                                  4.Любовь и уважение к Отечеству ,его языку, культуре и истории.                                     5.Понимание ценности семьи ,чувства уважения ,благодарности .ответственности по отношению к близким.                                                                                                         6.Уважительное отношение к предпочтением других людей; этические чувства –совести, вены,, стыда-как регуляторы морального поведения.                                                                        7.Орентация в нравственном содержании и смысле поступков-своих  и окружающих людей.    Регулятивные УУД:                                                                                                                      1.Развить интерес к художественной литературе                                                                     2.Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками.                                                                                                                           3.Развиватьу детей чувство юмора.                                                         4.Подолжатьсовершеннствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения ,естественность поведения ,умение интонацией и жестом ,мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).                                                                                                                  5.Оценивать правильность действия по результату.                                                      Познавательные УУД:                                                                                                             1.Объеснять основные различия между литературными жанрами: сказкой ,рассказом ,стихотворением.                                                                                                                    2.Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных литературных произведений.      3.Строить суждения .                                                                                                                        4.Умение вести диалог и слушать собеседника.                                                                  5.Устанавливать причинно-следственные связи.                                                            6.Перессказывать небольшие тексты.                                                                                           7.Умение сочинять небольшие рассказы на заданную тему.                                                    8.Понимать информацию ,заложенную в выразительных средствах произведения; осознавать роль названия произведения                                                                                         Коммуникативные УУД:                                                                                                      1.Высказывать и обосновывать свою точку зрения .                                                                   2.Умение слушать других ,пытаться принять их точку зрения ,быть готовым корректировать свою точку зрения.                                                                                                                3.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.                                            4.Задавать вопросы.                                                                                                                         5.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом, разрешение конфликтов..                                                                                                                             Планируемые результаты:                                                                                               1.Воспринимать текст на слух; самостоятельно прогнозировать  содержание текста; самостоятельно  давать характеристику героя ( портрет ;черты характера и поступки речь; собственное отношение к герою). Умение задавать вопросы по содержанию текста. 2.Пересказывать небольшие тексты. Строить суждения. Умение вести   диалоги  и слушать собеседника.                                                                                                                               3.Проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.                                                                                                                                4.Называть любимые литературные тексты, объяснять, чем они ему нравятся.                          5.Знать фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называть их произведения, с помощью взрослого рассуждать об особенностях их творчества.                              6.Воспринимать произведение в единстве его содержания и формы, высказывать своё отношение к образам героев, идее произведения.                                                                             7.Быть творчески активным в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов                                                                                           8.Выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации.                                                                                9. Различать основные жанры художественных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), иметь представление о некоторых их особенностях.                                                          10.Выразительно исполнять литературные произведения.                                                    11.Знать фамилии трёх-четырёх художников, которые иллюстрировали книги или писали картины на сказочные или былинные сюжеты, оформляли театральные постановки, знать некоторые особенности их изобразительной манеры.                                                                 Формами подведения итогов реализации программы являются:                                         открытые занятия для родителей ;участие в  мероприятиях разного уровня;

 Программой предусмотрены.                                                                                                                 38 занятий в год: Время занятия – 30 минут.

                                                      КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                         По ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

№ п\п занятия

Содержание учебного материала(тема урока)

Тип урока

УУД

Планируемые предметные результаты  освоения материала

Вид контроля

Примерная дата

Цели    занятия

       Виды

         Приемы

Занятие      № 1

Александр Сергеевич Пушкин.

ОЗН

Познавательные

Знакомство с литературными произведениями и поэтами.

Коммуникативные Умение слушать и пересказывать небольшие тексты .Личностные Ориентация  в нравственном содержании и смысле произведения.

Познакомить с творчест­вом великого русского поэта. Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать произведения А. С. Пушкина. Формирование УУД Учить читать наизусть «Уж небо осенью дышало...», отры­вок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя сентября.

Занятие      № 2

«Айога» нанайская народная сказка (чтение и пересказ).

ОЗН

Коммуникативные Умение слушать других ,пытаться принять их точку зрения , быть готовым корректировать свою Личностные Умение определять  осознавать свои эмоции.

Формирование УУД Учить: - понимать образное содержа­ние сказки; - понимать и оценивать харак­теры персонажей. Закреплять знание о жан­ровых особенностях литера­турных произведений

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя сентября.

Занятие      № 3

А. Раскин «Как папа укрощал собачку» (чтение).

Р

Познавательные Умение вести диалог и слушать собеседника.

 Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом .Умение слушать других.

Задавать вопросы.

Личностные Любовь и уважение к культуре .

Закреплять представления о жанровых особенностях рас­сказа, его отличии от сказки и стихотворения. Формирование УУД Учить: - понимать образное содержа­ние произведения; - понимать главную мысль рас­сказа; - связно передавать содержа­ние произведения

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя сентября.

Занятие      № 4

Н. Носов. « На горке»

ОЗН

Коммуникативные

Умение слушать.

Регулятивные Развивать интерес к художественной культуре.

Продолжать    усваивать последовательность развитие сюжета ,замечать выразительно-изобразительные средства ,помогающие раскрытию содержания, Формирование УУД Учить: - понимать главную мысль рассказа; - придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; - использовать средства связи частей предложения рассказа

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4-5 неделя сентября.

Занятие                   № 5

Басня И. Крылова Ворона и лисица.

Р

Личностные Чувствовать красоту живого слова . Регулятивные. Пополнять литературный багаж баснями

Формировать оценочное отношение к героям. Формирование УУД Закрепить знание о жанровых особенностях басни , учить понимать аллегорию , ее особенное значение , выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста

Знакомство с творчеством и жизнью автора,  чтение вслух, , обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя  октября.

Занятие      № 6

А. Куприн «Слон» (чтение).

ОЗН

Познавательные Умение слушать Регулятивные Оценивать правильность действия по результату.

Познакомить с произведе­нием А. Куприна. Формирование УУД Учить оценивать поступки литературных героев с нравст­венной точки зрения. Развивать умение с помо­щью мимики и жестов, инто­нации создавать выразитель­ные образы

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя октября.

Занятие      № 7

Зачем люди сочиняют, слушают и запоминают стихи? Н. Рубцов «Про зайца» (заучивание).

ОЗН

Личностные Уважительное предпочтениям других. Познавательные Строить суждения. Умение строить диалог и вести суждения

Формирование УУД Побудить к размышлению о том, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольстви­ем их слушают и заучивают наизусть. Выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают. Заучить наизусть стихотво­рение Н. Рубцова «Про зайца»

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя октября.

Занятие      № 8

«Что за прелесть эти сказки!»

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Личностные Чувствовать красоту живого слова .Ориентация в нравственном содержании поступков  своих и окружающих людей.

Уточнить и обогатить пред­ставление о сказках А. Пушкина. Помочь почувствовать свое­образие их языка. Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта .Формирование УУД Воспитывать потребность рассматривать книгу и иллюст­рации

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя октября.

Занятие         № 9

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко».

ОЗН

Познавательные Знакомство с

произведениями литературы.

Коммуникативные

Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Задавать вопросы.

Познакомить с творчест­вом писателя Д. Мамина-Сиби­ряка. Помочь вспомнить название и содержание знакомых произ­ведений писателя. Формирование УУД Учить определять, к какому жанру относится каждое про­изведение. Развивать интерес и лю­бовь к книге

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя ноября.

Занятие

№ 10

С. Маршак «Тает месяц молодой...» (разучивание)

Р

Коммуникативные Строить продуктивное взаимодействия между педагогом и сверстникам.

Личностные Любовь и уважение к культуре и истории.

Регулятивные Совершенствовать речевые  исполнительские навыки при чтении стихотворений.

Продолжать знакомить с творчеством С. Маршака. Помочь вспомнить содержа­ние прочитанного ранее произ­ведения. Формирование УУД Закрепить знание стихо­творения и умение читать его выразительно. Познакомить с новым сти­хотворением

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя ноября.

Занятие №11

М. Зощенко «Великие путешественники» (чтение)

ОЗН

Познавательные

Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.

Коммуникативные

Умение слушать и отвечать на вопросы

Личностные Уважительное отношение к предпочтением других людей. Понимание ценности семьи .

Познакомить с литера­турным произведением М. Зо­щенко. Учить: - определять характер персо­нажей; - связно пересказывать литера­турный текст. Формирование УУД Развивать умение полно и точно отвечать на поставлен­ные вопросы

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя ноября.

Занятие

№ 12

Русская народная сказка «Садко»).

Р

Личностные Умение осознавать и определять эмоции других. Стремиться к совершенствованию собственно речи.

Регулятивные Развивать интерес к художественной культуре.

Уточнить понятие о жанро­вых особенностях сказки. Формирование УУД Учить передавать при пере­сказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотив по­ступков героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- 5неделя ноября.

Занятие           №13

К. Ушинский «Слепая лошадь».

ОЗН

Личностные

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих .

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Регулятивные Оценивать правильность действия по результату

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Формирование УУД Учить оценивать поступки героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя декабря.

Занятие

№ 14

И. Суриков «Зима».

ОЗН

Личностные

Чувствовать красоту живого слова. Коммуникативные

Умение слушать.

Познавательные

Знакомить с литературными жанрами.

Помочь почувствовать кра­соту описанной природы в стихотворении и, выучить его наи­зусть. Закрепить знания о разли­чиях стихотворного и прозаи­ческого жанров. Формирование УУД Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя декабря .

Занятие       № 15

Ю. Коваль «Стожок».

ОЗН

Коммуникативные

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные

Стремиться к совершенствованию собственной речи. Чувствовать красоту слова.

Познавательные

Устанавливать причинно-следственные связи.

                   Познакомить с новым ли­тературным произведением. Формирование УУД Учить определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы по­ступков героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя декабря.

Занятие      № 16

Сказка по народным сюжетам «Снегурочка».

ОЗН

Познавательные

Умение слушать.

Коммуникативные

Строить продуктивное отношение  между сверстниками и педагогом.

Учить понимать: - образное содержание сказки; - характеры героев; - оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Формирование УУД Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя декабря.

Занятие      № 17

С. Топелиус «Три ржаных колоска» (литовская сказка).

ОЗН

Познавательные

Объяснять жанровые различия.

Коммуникативные

Умение слушать.

Личностные Этические чувства –совести, вены, стыда регуляторы морального поведения.

Учить: - различать жанровые особен­ности сказки; - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержа­ние прочитанного средствами игры. Формировать УУД оценочное отношение к героям сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4-5 неделя декабря

Занятие

№ 18

Произведения к Новому году и Рождеству.

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Личностные Чувство благодарности по отношению к близким.

Обсудить с детьми смысл празднования Нового годи и Рождества, традиции этих праздников на примерах произведений.

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя января.

  Занятие

     № 19        

Э. Машковская «Добежали до вечера».

ОЗН

Познавательные

Умение слушать .и

Коммуникативные Высказывать свою точку зрения.. Умение слушать других , пытаться принять их точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Учить эмоционально вос­принимать образное содержа­ние стихотворения. Формирование УУД Развивать: - умение подбирать рифмы к различным словам; - умение выразительно читать наизусть стихотворение. Формировать образную речь

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя января.

Занятие №20

Е. Носов «Тридцать зерен».

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Личностные Чувство прекрасного, чувствовать красоту живого слова,

Продолжать учить разли­чать жанровые особенности сказки. Формировать УУД оценочное отношение к героям. Учить: - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержа­ние средствами игры

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

3-неделя января.

Занятие №21

Русская народная сказка «Семь Сименов - семь разбойников».

ОЗН

Коммуникативные

Задавать вопросы.

Регулятивные Умение интонацией и жестом передавать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Продолжать знакомить с русскими народными сказка­ми, их жанровыми особенно­стями. Повторить элементы компо­зиции сказки (зачин, концовка). Учить осмысливать характе­ры персонажей сказки, состав­лять описательный рассказ. Формирование УУД Развивать умение переска­зывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных вы­ражений

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении о объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя января.

Занятие №22

С. Есенин «Береза».

ОЗН

Личностные Чувствовать красоту живого мира .Чувствовать красоту живого и умение её воспринимать

.Коммуникативные

Задавать вопросы. Сроить продуктивное взаимодействие между педагогом и сверстниками.

Учить: - чувствовать ритм стихотво­рения; - Формирование УУД видеть красоту природы, вы­раженную поэтом в стихотво­рении

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1-  неделя февраля.

Занятие №23

Великий сказочник Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок» (чтение).

Р

Коммуникативные

Договариваться и приходить к общему решению в собственной деятельности.

Регулятивные Умение интонацией и жестом  передавать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, позна­комить с новой сказкой. Формирование УУД Упражнять в пересказе простых коротких произведе­ний с помощью воспитателя, с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя февраля.

Занятие №24

Е. Воробьев «Обрывок провода» (чтение, пересказ)

ОЗН

Коммуникативные

Задавать вопросы.

Личностные

Любовь и уважение к языку и его культуре.

Регулятивные

Оценивать правильность действия по результату.

Формирование УУД Учить: - эмоционально воспринимать содержание рассказа; - придумывать продолжение и окончание рассказа. Закреплять знания об осо­бенностях рассказа, его компо­зиции, отличии от других ли­тературных жанров

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя февраля.

Занятие       № 25

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

ОЗН

Коммуникативные

Умение слушать .

Личностные Умение определять эмоции других людей.

Продолжать знакомство с русской народной сказкой. Формирование УУД Учить осмысливать характе­ры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных вы­ражений. Развивать творческие спо­собности

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя февраля.

Занятие       № 26

В. Даль «Старик-годовик».

Р

Коммуникативные Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Познавательные Оценивать правильность действия по результату.

Продолжать учить пони­мать жанровые особенности сказки. Формирование УУД Учить: - выделять главную мысль сказ­ки, ее мораль; - использовать образные вы­ражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя марта.

Занятие       № 27

Ф. Тютчев «Зима недаром злится...».

Р

Коммуникативные Задавать вопросы. Умение слушать других и отстаивать свою точку зрения.

Личностные Уважение к культуре и его языку.

Учить: - чувствовать ритм стихотво­рения; - видеть красоту природы, вы­раженную поэтом в стихотво­рении. Формирование УУД  Развивать интонационную выразительность речи

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя марта.

Занятие       № 28

Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась».

Р

Личностные

Этические чувства совести, вены стыда как регуляторы морального поведения.

Коммуникативные Высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Продолжать учить разли­чать жанровые особенности прозы. Формировать оценочное отношение к героям. Формирование УУД Учить: - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержа­ние средствами игры

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя марта.

Занятие       №29

«Голубая птица» в обр. А. Александровой и М. Туберовского (туркмен.)

ОЗН

Коммуникативные  Задавать вопросы

Личностные Стремиться к совершенствованию речи.

Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знание о жан­ровых особенностях литера­турных произведений. Формирование УУД Обратить внимание на нрав­ственные качества героев сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя марта.

Занятие       № 30

С. Алексеев «Первый ночной таран».

Р

Коммуникативные Задавать вопросы. Личностные

Сочувствовать другим людям.

 Регулятивные

Развивать интерес к художественной литературе.

Продолжать учить пони­мать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказ­ки, басни. Формирование УУД Развивать навыки переска­за литературного текста. Учить применять в речи об­разные выражения, сравнения

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4-5 неделя марта.

Занятие       № 31

П. Соловьева «Подснежник», Я. Аким «Апрель».

Р

Личностные  Стремиться к совершенствованию

Собственной речи.

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом .

Развивать поэтический слух, умение слышать и выде­лять в тексте выразительные средства. Формирование УУД Учить чувствовать ритм сти­хотворения

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя апреля.

Занятие       №32

    Г. Скребитский «Всяк по-своему».

ОЗН

Коммуникативные

Строить продуктивное отношение между сверстниками и педагогом.

Познавательные   Объяснять основные различия между литературными произведениями.

Личностные Любовь и уважение к языку и его культуре.

Познакомить с творчест­вом Г. Скребицкого. Продолжать работу по раз­витию знаний о жанровых осо­бенностях сказки и рассказа. Формирование УУД Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать ее содержание

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя апреля .

Занятие       №33

«Самый красивый наряд на свете», пер. с яп. В. Марковой.

Р

Коммуникативные Задавать вопросы.

Личностные Умение слушать других ,пытаться принять их точку зрения, быть готовым поменять свою.

Учить воспринимать образ­ное содержание, его нравст­венный смысл. Закреплять знания о жан­ровых, композиционных, язы­ковых особенностях сказки. Подвести к пониманию идеи произведения. Формирование УУД Развивать точность, выра­зительность, ясность изложе­ния мысли

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя апреля.

Занятие       №34

С. Романовский «На танцах».

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между педагогом и сверстниками.

Личностные

Чувствовать красоту живого слова.

Регулятивные

Развивать чувство юмора.

Учить эмоционально воспри­нимать содержание рассказа. Закреплять знания об осо­бенностях рассказа, его компо­зиции, отличии от других ли­тературных жанров. Формирование УУД Развивать умение воспри­нимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оце­нивать поведение героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя апреля.

Занятие       №35

В. Орлов «Ты лети к нам, соловушка...».

ОЗН

Коммуникативные

Умение слушать.

Личностные

Определять эмоции других людей , сочувствовать ,сопереживать.

Учить выразительно, в соб­ственной манере читать стихо­творение, представлять поэти­ческое произведение в лицах. Формирование УУД Побуждать к размышлени­ям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

1-неделя мая.

Занятие       №36

Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

ОЗН

Коммуникативные

Высказывать свою точку зрения .

Личностные

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей.

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки. Учить осмысливать характе­ры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных вы­ражений. Формирование УУД Развивать творческие спо­собности, умение разыгрывать фрагменты сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя мая.

Занятие       №37

Время загадок, скороговорок и считалок.

ОЗН

Личностные

Любовь и уважение к языку и его культуре.

Коммуникативные

Высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

 Формирование УУД Повторить известные про­изведения малых форм фольк­лора. Познакомить с новыми произведениями

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя мая.

Занятие № 38

Стихи о дружбе, прощании с детским садом, о 1 классе школы.

Р

Личностные  Умение определять свои эмоции сочувствовать людям.

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками .

По желанию дети рассказывают стихи по заданным темам

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя мая.

Типы уроков: ОНЗ – урок «открытия» нового знания, Р – урок рефлексии, ОК – урок обучающего контроля знаний, К – итоговый контроль знаний.

Виды контроля: тек – текущий, тем – тематический, итог

                                                          Список литературы

1. Гербова В.В.. Развитие речи в детском саду.- Мозаика –Синтез,2005.

2.Кандала Т.И. Перспективное планирование образовательного процесса. (От рождения до школы).- Волгоград.: Учитель, 2012

3.Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».Методическое пособие .2014

4.Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Методическое пособие.- М.: 2010

5.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2013

6.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.-М., Мозаика –Синтез,2010.

7.Книга для чтения в детском саду и дома . Хрестоматия 6-7лет/ Сост. В.В, Гербова, Н.П. Ильчуки д.р2005

8.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада.- Мозаика-Синтез,2010

Технические средства обучения:

1)Классная доска 2)Магнитная доска.  3)Персональный компьютер 4)Ксерокс 5)Экспозиционный экран.6)Электронная доска.

                                     Пояснительная записка.

      Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

       Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

        Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

 Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

     В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который будет заложен в дошкольном детстве. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Чтение художественной литературы».

        Содержание направлено на формирование у детей целостной картины мира, развитие способности творчески воспринимать реальную действительность и особенности её отражения в художественном произведении, приобщение к социально-нравственным нормам.                        Методы реализации программы: чтение, рассказывание, прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, беседа, литературные вечера, праздники, театрализованные представления, тематические выставки, метод проектов.                                                                                           Место (роль) программы в образовательном процессеинтеграция с образовательными областями «Коммуникация» (обогащение содержания общения взрослого с ребёнком и детей со сверстниками обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря и пр.), «Познание» (формирование у детей целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности и т. д.), «Социализация» (личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально-этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме и т. д.), «Музыка», «Художественное творчество» и другими                                                                                                                                Ведущими идеями программы является создание:                                                                                 Условий для удовлетворения индивидуальных  потребностей и эстетических запросов через вариантность содержания программы ;                                                                                      Нравственно-эмоционального климата и чувственно –эмоциональной поддержки условий для самоопределения , саморазвития ,свободного .                                                                                   Задача современного образования –формировании УУД.  Термин « УУД »  означает умение учиться ,т. е. Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.                                            Функции УУД: Обеспечение возможности воспитанников самостоятельно осуществлять  деятельность учения , и ставить учебные цели , искать  и использовать необходимые средства и способы их достижения , контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 2. Создание условий для гармоничного развития  личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ;обеспечение успешного усвоения знаний , формирования и умений ,навыков                                                                                       Цель реализации  программы: формирование у детей целостной картины мира и приобщение к социально-нравственным нормам в процессе ознакомления с художественной литературой. Задачи, которые позволяют достигнуть поставленных целей:                                      1.  Обогащение читательского опыта детей, углубление и дифференциация читательских интересов, обогащение представлений о многообразии жанров, родах и видах литературы.    2.  Развитие художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста, развитие умения элементарно анализировать содержание и форму произведения, развитие литературной речи.                                   3.  Воспитание ценностного отношения к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи, социально-нравственное воспитание.                        Личностные ,метапредметные и предметные результаты освоения программы -является формирование следующих универсальных учебных действий(УУД).                            Личностные УУД:                                                                                                        1.Эмоциональность ; умение осознавать и определять ( называть) свои эмоции.                    2.Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.                                                                                                                   3.Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы ,бережно относиться ко всему живому ; чувствовать красоту живого слова; стремиться к совершенствованию собственной речи.                                                                                                                                                  4.Любовь и уважение к Отечеству ,его языку, культуре и истории.                                     5.Понимание ценности семьи ,чувства уважения ,благодарности .ответственности по отношению к близким.                                                                                                         6.Уважительное отношение к предпочтением других людей; этические чувства –совести, вены,, стыда-как регуляторы морального поведения.                                                                        7.Орентация в нравственном содержании и смысле поступков-своих  и окружающих людей.    Регулятивные УУД:                                                                                                                      1.Развить интерес к художественной литературе                                                                     2.Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками.                                                                                                                           3.Развиватьу детей чувство юмора.                                                         4.Подолжатьсовершеннствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения ,естественность поведения ,умение интонацией и жестом ,мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).                                                                                                                  5.Оценивать правильность действия по результату.                                                      Познавательные УУД:                                                                                                             1.Объеснять основные различия между литературными жанрами: сказкой ,рассказом ,стихотворением.                                                                                                                    2.Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных литературных произведений.      3.Строить суждения .                                                                                                                        4.Умение вести диалог и слушать собеседника.                                                                  5.Устанавливать причинно-следственные связи.                                                            6.Перессказывать небольшие тексты.                                                                                           7.Умение сочинять небольшие рассказы на заданную тему.                                                    8.Понимать информацию ,заложенную в выразительных средствах произведения; осознавать роль названия произведения                                                                                         Коммуникативные УУД:                                                                                                      1.Высказывать и обосновывать свою точку зрения .                                                                   2.Умение слушать других ,пытаться принять их точку зрения ,быть готовым корректировать свою точку зрения.                                                                                                                3.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.                                            4.Задавать вопросы.                                                                                                                         5.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом, разрешение конфликтов..                                                                                                                             Планируемые результаты:                                                                                               1.Воспринимать текст на слух; самостоятельно прогнозировать  содержание текста; самостоятельно  давать характеристику героя ( портрет ;черты характера и поступки речь; собственное отношение к герою). Умение задавать вопросы по содержанию текста. 2.Пересказывать небольшие тексты. Строить суждения. Умение вести   диалоги  и слушать собеседника.                                                                                                                               3.Проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.                                                                                                                                4.Называть любимые литературные тексты, объяснять, чем они ему нравятся.                          5.Знать фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называть их произведения, с помощью взрослого рассуждать об особенностях их творчества.                              6.Воспринимать произведение в единстве его содержания и формы, высказывать своё отношение к образам героев, идее произведения.                                                                             7.Быть творчески активным в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов                                                                                           8.Выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации.                                                                                9. Различать основные жанры художественных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), иметь представление о некоторых их особенностях.                                                          10.Выразительно исполнять литературные произведения.                                                    11.Знать фамилии трёх-четырёх художников, которые иллюстрировали книги или писали картины на сказочные или былинные сюжеты, оформляли театральные постановки, знать некоторые особенности их изобразительной манеры.                                                                 Формами подведения итогов реализации программы являются:                                         открытые занятия для родителей ;участие в  мероприятиях разного уровня;

 Программой предусмотрены.                                                                                                                 38 занятий в год: Время занятия – 30 минут.

                                                      КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                         По ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

№ п\п занятия

Содержание учебного материала(тема урока)

Тип урока

УУД

Планируемые предметные результаты  освоения материала

Вид контроля

Примерная дата

Цели    занятия

       Виды

         Приемы

Занятие      № 1

Александр Сергеевич Пушкин.

ОЗН

Познавательные

Знакомство с литературными произведениями и поэтами.

Коммуникативные Умение слушать и пересказывать небольшие тексты .Личностные Ориентация  в нравственном содержании и смысле произведения.

Познакомить с творчест­вом великого русского поэта. Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать произведения А. С. Пушкина. Формирование УУД Учить читать наизусть «Уж небо осенью дышало...», отры­вок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя сентября.

Занятие      № 2

«Айога» нанайская народная сказка (чтение и пересказ).

ОЗН

Коммуникативные Умение слушать других ,пытаться принять их точку зрения , быть готовым корректировать свою Личностные Умение определять  осознавать свои эмоции.

Формирование УУД Учить: - понимать образное содержа­ние сказки; - понимать и оценивать харак­теры персонажей. Закреплять знание о жан­ровых особенностях литера­турных произведений

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя сентября.

Занятие      № 3

А. Раскин «Как папа укрощал собачку» (чтение).

Р

Познавательные Умение вести диалог и слушать собеседника.

 Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом .Умение слушать других.

Задавать вопросы.

Личностные Любовь и уважение к культуре .

Закреплять представления о жанровых особенностях рас­сказа, его отличии от сказки и стихотворения. Формирование УУД Учить: - понимать образное содержа­ние произведения; - понимать главную мысль рас­сказа; - связно передавать содержа­ние произведения

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя сентября.

Занятие      № 4

Н. Носов. « На горке»

ОЗН

Коммуникативные

Умение слушать.

Регулятивные Развивать интерес к художественной культуре.

Продолжать    усваивать последовательность развитие сюжета ,замечать выразительно-изобразительные средства ,помогающие раскрытию содержания, Формирование УУД Учить: - понимать главную мысль рассказа; - придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; - использовать средства связи частей предложения рассказа

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4-5 неделя сентября.

Занятие                   № 5

Басня И. Крылова Ворона и лисица.

Р

Личностные Чувствовать красоту живого слова . Регулятивные. Пополнять литературный багаж баснями

Формировать оценочное отношение к героям. Формирование УУД Закрепить знание о жанровых особенностях басни , учить понимать аллегорию , ее особенное значение , выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста

Знакомство с творчеством и жизнью автора,  чтение вслух, , обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя  октября.

Занятие      № 6

А. Куприн «Слон» (чтение).

ОЗН

Познавательные Умение слушать Регулятивные Оценивать правильность действия по результату.

Познакомить с произведе­нием А. Куприна. Формирование УУД Учить оценивать поступки литературных героев с нравст­венной точки зрения. Развивать умение с помо­щью мимики и жестов, инто­нации создавать выразитель­ные образы

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя октября.

Занятие      № 7

Зачем люди сочиняют, слушают и запоминают стихи? Н. Рубцов «Про зайца» (заучивание).

ОЗН

Личностные Уважительное предпочтениям других. Познавательные Строить суждения. Умение строить диалог и вести суждения

Формирование УУД Побудить к размышлению о том, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольстви­ем их слушают и заучивают наизусть. Выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают. Заучить наизусть стихотво­рение Н. Рубцова «Про зайца»

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя октября.

Занятие      № 8

«Что за прелесть эти сказки!»

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Личностные Чувствовать красоту живого слова .Ориентация в нравственном содержании поступков  своих и окружающих людей.

Уточнить и обогатить пред­ставление о сказках А. Пушкина. Помочь почувствовать свое­образие их языка. Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта .Формирование УУД Воспитывать потребность рассматривать книгу и иллюст­рации

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя октября.

Занятие         № 9

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко».

ОЗН

Познавательные Знакомство с

произведениями литературы.

Коммуникативные

Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Задавать вопросы.

Познакомить с творчест­вом писателя Д. Мамина-Сиби­ряка. Помочь вспомнить название и содержание знакомых произ­ведений писателя. Формирование УУД Учить определять, к какому жанру относится каждое про­изведение. Развивать интерес и лю­бовь к книге

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя ноября.

Занятие

№ 10

С. Маршак «Тает месяц молодой...» (разучивание)

Р

Коммуникативные Строить продуктивное взаимодействия между педагогом и сверстникам.

Личностные Любовь и уважение к культуре и истории.

Регулятивные Совершенствовать речевые  исполнительские навыки при чтении стихотворений.

Продолжать знакомить с творчеством С. Маршака. Помочь вспомнить содержа­ние прочитанного ранее произ­ведения. Формирование УУД Закрепить знание стихо­творения и умение читать его выразительно. Познакомить с новым сти­хотворением

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя ноября.

Занятие №11

М. Зощенко «Великие путешественники» (чтение)

ОЗН

Познавательные

Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.

Коммуникативные

Умение слушать и отвечать на вопросы

Личностные Уважительное отношение к предпочтением других людей. Понимание ценности семьи .

Познакомить с литера­турным произведением М. Зо­щенко. Учить: - определять характер персо­нажей; - связно пересказывать литера­турный текст. Формирование УУД Развивать умение полно и точно отвечать на поставлен­ные вопросы

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя ноября.

Занятие

№ 12

Русская народная сказка «Садко»).

Р

Личностные Умение осознавать и определять эмоции других. Стремиться к совершенствованию собственно речи.

Регулятивные Развивать интерес к художественной культуре.

Уточнить понятие о жанро­вых особенностях сказки. Формирование УУД Учить передавать при пере­сказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотив по­ступков героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- 5неделя ноября.

Занятие           №13

К. Ушинский «Слепая лошадь».

ОЗН

Личностные

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих .

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Регулятивные Оценивать правильность действия по результату

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Формирование УУД Учить оценивать поступки героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя декабря.

Занятие

№ 14

И. Суриков «Зима».

ОЗН

Личностные

Чувствовать красоту живого слова. Коммуникативные

Умение слушать.

Познавательные

Знакомить с литературными жанрами.

Помочь почувствовать кра­соту описанной природы в стихотворении и, выучить его наи­зусть. Закрепить знания о разли­чиях стихотворного и прозаи­ческого жанров. Формирование УУД Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя декабря .

Занятие       № 15

Ю. Коваль «Стожок».

ОЗН

Коммуникативные

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные

Стремиться к совершенствованию собственной речи. Чувствовать красоту слова.

Познавательные

Устанавливать причинно-следственные связи.

                   Познакомить с новым ли­тературным произведением. Формирование УУД Учить определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы по­ступков героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя декабря.

Занятие      № 16

Сказка по народным сюжетам «Снегурочка».

ОЗН

Познавательные

Умение слушать.

Коммуникативные

Строить продуктивное отношение  между сверстниками и педагогом.

Учить понимать: - образное содержание сказки; - характеры героев; - оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Формирование УУД Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя декабря.

Занятие      № 17

С. Топелиус «Три ржаных колоска» (литовская сказка).

ОЗН

Познавательные

Объяснять жанровые различия.

Коммуникативные

Умение слушать.

Личностные Этические чувства –совести, вены, стыда регуляторы морального поведения.

Учить: - различать жанровые особен­ности сказки; - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержа­ние прочитанного средствами игры. Формировать УУД оценочное отношение к героям сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4-5 неделя декабря

Занятие

№ 18

Произведения к Новому году и Рождеству.

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Личностные Чувство благодарности по отношению к близким.

Обсудить с детьми смысл празднования Нового годи и Рождества, традиции этих праздников на примерах произведений.

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя января.

  Занятие

     № 19        

Э. Машковская «Добежали до вечера».

ОЗН

Познавательные

Умение слушать .и

Коммуникативные Высказывать свою точку зрения.. Умение слушать других , пытаться принять их точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Учить эмоционально вос­принимать образное содержа­ние стихотворения. Формирование УУД Развивать: - умение подбирать рифмы к различным словам; - умение выразительно читать наизусть стихотворение. Формировать образную речь

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя января.

Занятие №20

Е. Носов «Тридцать зерен».

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Личностные Чувство прекрасного, чувствовать красоту живого слова,

Продолжать учить разли­чать жанровые особенности сказки. Формировать УУД оценочное отношение к героям. Учить: - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержа­ние средствами игры

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

3-неделя января.

Занятие №21

Русская народная сказка «Семь Сименов - семь разбойников».

ОЗН

Коммуникативные

Задавать вопросы.

Регулятивные Умение интонацией и жестом передавать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Продолжать знакомить с русскими народными сказка­ми, их жанровыми особенно­стями. Повторить элементы компо­зиции сказки (зачин, концовка). Учить осмысливать характе­ры персонажей сказки, состав­лять описательный рассказ. Формирование УУД Развивать умение переска­зывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных вы­ражений

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении о объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя января.

Занятие №22

С. Есенин «Береза».

ОЗН

Личностные Чувствовать красоту живого мира .Чувствовать красоту живого и умение её воспринимать

.Коммуникативные

Задавать вопросы. Сроить продуктивное взаимодействие между педагогом и сверстниками.

Учить: - чувствовать ритм стихотво­рения; - Формирование УУД видеть красоту природы, вы­раженную поэтом в стихотво­рении

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1-  неделя февраля.

Занятие №23

Великий сказочник Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок» (чтение).

Р

Коммуникативные

Договариваться и приходить к общему решению в собственной деятельности.

Регулятивные Умение интонацией и жестом  передавать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, позна­комить с новой сказкой. Формирование УУД Упражнять в пересказе простых коротких произведе­ний с помощью воспитателя, с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя февраля.

Занятие №24

Е. Воробьев «Обрывок провода» (чтение, пересказ)

ОЗН

Коммуникативные

Задавать вопросы.

Личностные

Любовь и уважение к языку и его культуре.

Регулятивные

Оценивать правильность действия по результату.

Формирование УУД Учить: - эмоционально воспринимать содержание рассказа; - придумывать продолжение и окончание рассказа. Закреплять знания об осо­бенностях рассказа, его компо­зиции, отличии от других ли­тературных жанров

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя февраля.

Занятие       № 25

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

ОЗН

Коммуникативные

Умение слушать .

Личностные Умение определять эмоции других людей.

Продолжать знакомство с русской народной сказкой. Формирование УУД Учить осмысливать характе­ры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных вы­ражений. Развивать творческие спо­собности

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя февраля.

Занятие       № 26

В. Даль «Старик-годовик».

Р

Коммуникативные Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Познавательные Оценивать правильность действия по результату.

Продолжать учить пони­мать жанровые особенности сказки. Формирование УУД Учить: - выделять главную мысль сказ­ки, ее мораль; - использовать образные вы­ражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя марта.

Занятие       № 27

Ф. Тютчев «Зима недаром злится...».

Р

Коммуникативные Задавать вопросы. Умение слушать других и отстаивать свою точку зрения.

Личностные Уважение к культуре и его языку.

Учить: - чувствовать ритм стихотво­рения; - видеть красоту природы, вы­раженную поэтом в стихотво­рении. Формирование УУД  Развивать интонационную выразительность речи

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя марта.

Занятие       № 28

Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась».

Р

Личностные

Этические чувства совести, вены стыда как регуляторы морального поведения.

Коммуникативные Высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Продолжать учить разли­чать жанровые особенности прозы. Формировать оценочное отношение к героям. Формирование УУД Учить: - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержа­ние средствами игры

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя марта.

Занятие       №29

«Голубая птица» в обр. А. Александровой и М. Туберовского (туркмен.)

ОЗН

Коммуникативные  Задавать вопросы

Личностные Стремиться к совершенствованию речи.

Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знание о жан­ровых особенностях литера­турных произведений. Формирование УУД Обратить внимание на нрав­ственные качества героев сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя марта.

Занятие       № 30

С. Алексеев «Первый ночной таран».

Р

Коммуникативные Задавать вопросы. Личностные

Сочувствовать другим людям.

 Регулятивные

Развивать интерес к художественной литературе.

Продолжать учить пони­мать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказ­ки, басни. Формирование УУД Развивать навыки переска­за литературного текста. Учить применять в речи об­разные выражения, сравнения

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4-5 неделя марта.

Занятие       № 31

П. Соловьева «Подснежник», Я. Аким «Апрель».

Р

Личностные  Стремиться к совершенствованию

Собственной речи.

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом .

Развивать поэтический слух, умение слышать и выде­лять в тексте выразительные средства. Формирование УУД Учить чувствовать ритм сти­хотворения

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя апреля.

Занятие       №32

    Г. Скребитский «Всяк по-своему».

ОЗН

Коммуникативные

Строить продуктивное отношение между сверстниками и педагогом.

Познавательные   Объяснять основные различия между литературными произведениями.

Личностные Любовь и уважение к языку и его культуре.

Познакомить с творчест­вом Г. Скребицкого. Продолжать работу по раз­витию знаний о жанровых осо­бенностях сказки и рассказа. Формирование УУД Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать ее содержание

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя апреля .

Занятие       №33

«Самый красивый наряд на свете», пер. с яп. В. Марковой.

Р

Коммуникативные Задавать вопросы.

Личностные Умение слушать других ,пытаться принять их точку зрения, быть готовым поменять свою.

Учить воспринимать образ­ное содержание, его нравст­венный смысл. Закреплять знания о жан­ровых, композиционных, язы­ковых особенностях сказки. Подвести к пониманию идеи произведения. Формирование УУД Развивать точность, выра­зительность, ясность изложе­ния мысли

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя апреля.

Занятие       №34

С. Романовский «На танцах».

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между педагогом и сверстниками.

Личностные

Чувствовать красоту живого слова.

Регулятивные

Развивать чувство юмора.

Учить эмоционально воспри­нимать содержание рассказа. Закреплять знания об осо­бенностях рассказа, его компо­зиции, отличии от других ли­тературных жанров. Формирование УУД Развивать умение воспри­нимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оце­нивать поведение героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя апреля.

Занятие       №35

В. Орлов «Ты лети к нам, соловушка...».

ОЗН

Коммуникативные

Умение слушать.

Личностные

Определять эмоции других людей , сочувствовать ,сопереживать.

Учить выразительно, в соб­ственной манере читать стихо­творение, представлять поэти­ческое произведение в лицах. Формирование УУД Побуждать к размышлени­ям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

1-неделя мая.

Занятие       №36

Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

ОЗН

Коммуникативные

Высказывать свою точку зрения .

Личностные

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей.

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки. Учить осмысливать характе­ры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных вы­ражений. Формирование УУД Развивать творческие спо­собности, умение разыгрывать фрагменты сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя мая.

Занятие       №37

Время загадок, скороговорок и считалок.

ОЗН

Личностные

Любовь и уважение к языку и его культуре.

Коммуникативные

Высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

 Формирование УУД Повторить известные про­изведения малых форм фольк­лора. Познакомить с новыми произведениями

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя мая.

Занятие № 38

Стихи о дружбе, прощании с детским садом, о 1 классе школы.

Р

Личностные  Умение определять свои эмоции сочувствовать людям.

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками .

По желанию дети рассказывают стихи по заданным темам

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя мая.

Типы уроков: ОНЗ – урок «открытия» нового знания, Р – урок рефлексии, ОК – урок обучающего контроля знаний, К – итоговый контроль знаний.

Виды контроля: тек – текущий, тем – тематический, итог

                                                          Список литературы

1. Гербова В.В.. Развитие речи в детском саду.- Мозаика –Синтез,2005.

2.Кандала Т.И. Перспективное планирование образовательного процесса. (От рождения до школы).- Волгоград.: Учитель, 2012

3.Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».Методическое пособие .2014

4.Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Методическое пособие.- М.: 2010

5.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2013

6.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.-М., Мозаика –Синтез,2010.

7.Книга для чтения в детском саду и дома . Хрестоматия 6-7лет/ Сост. В.В, Гербова, Н.П. Ильчуки д.р2005

8.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада.- Мозаика-Синтез,2010

Технические средства обучения:

1)Классная доска 2)Магнитная доска.  3)Персональный компьютер 4)Ксерокс 5)Экспозиционный экран.6)Электронная доска.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie