Ораторское искусство

Укажите полное описание.

Программа занятий

  • Программа учебной дисциплины «Ораторское искусство»

     

    I.ЦЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕРЕКВИЗИТЫ

    Целями освоения дисциплины являются:

    · изучить основы ораторского искусства, историю, теории, практики, техники;

    · изучить основы, принципы, техники современной риторики как важнейшей отрасли

    общения;

    ·  сформировать практические навыки публичного выступления;

    · научить работать с телом, речевым и дыхательным аппаратом, голосом;

    · научить использовать схемы построения публичного выступления, изучив законы

    логики и аргументации;

    · раскрыть студентов как личность и помочь им выражать себя через словесное искус-

    ство.

    II.                                                СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Тема 1.История предмета Ораторское Искусство и Риторика.

    История ораторского искусства и риторики. Античность: зарождение риторики – место,

    мотивы, выдающиеся личности. История русского ораторского искусства. Место риторики в

    наши дни, взаимодействие с психологией и философией, виды риторики.

    Процесс говорения – это телесная практика. Как тело участвует в процессе говорения и

    какая роль ему отведена в выступлении.

    Тема 2. Постановка цели. Риторический канон. Законы логики. Ораторские стили.

    Освоение текста, произнесение речи.

    Определение цели перед подготовкой к выступлению. Сверхзадача. Мотивирующие

    примеры практического применения целеполагания в публичном выступлении.

    Путь от мысли к речи. Этапы риторического канона. Инвенция, смысловые модели.

    Диспозиция, композиция – расположение собранного материала, выгодный монтаж.

    Элокуция - оформление мысли, красота речи, подбор точных, уместных слов и выраже-

    ний, выбор стиля. Мемориа, способы запоминания, освоения речи, присвоение текста для убе-

    дительности звучания. Акция непосредственно произнесение речи, взаимодействие с публикой.

    Тема 3. Диафрагмальное дыхание.

     

     

    Ценность осознанного дыхания. Определение верного способа дыхания для выступаю-

    щего человека. Практические упражнения по дыханию. Раскрытие голоса по средствам нала-

    женного контролируемого сильного выдоха, упражнения.

    Тема 4. Артикуляция.

    Законы артикуляции. Чѐткость речи, как уважение к слушателю. Практические упражне-

    ния для отработки чѐтких звуков в устной речи.

    Тема 5. Развитие голосового диапазона и силы голоса. Голосовой тембр.

    Техника развития голосовых возможностей, как воздействующий приѐм устной речи.

    Практические упражнения.

    Тема 6. Интонация и ритм, как важнейшее средство выразительности.

    Законы интонации, обусловленные пунктуацией. Законы интонации, вызванные внут-

    ренней логикой говорящего. Понятие ритма. Ритм выступления, общий ритм аудитории. Атмо-

    сфера по М. Чехову, создание единой атмосферы между слушателями и оратором, кто за это

    отвечает. Практические упражнения.

    Тема 7. Тезисы, аргументация.

    Формирование тезисов для раскрытия темы. Подбор аргументов, логических и психоло-

    гических. Выбор аргументов отталкиваясь от анализа предполагаемой аудитории. Развертыва-

    ние аргумента: увеличение количества доводов или подробная разработка одного довода. Раз-

    бор примеров.

    Тема 8. Жесты, поза, мизансцена. Работа с аудиторией, распознавание реакции.

    Аудитория, как партнёр.

    Практические упражнения по постановки выгодной позы оратора. Значение жеста, что

    является жестом. Усиление эмоционального звучания, виды жестов. Эмоциональная отзывчи-

    вость, связь внутреннего и внешнего. Практические упражнения из актѐрского тренинга на

    партнѐрство. Развитие творческого внимания. Постановка действенных задач оратора на каж-

    дом этапе выступления

    Тема 9. План подготовки публичного выступления. Этика ораторской речи.

    Стадии подготовки к публичному выступлению: сбор материалов, разработка темы, со-

    ставление плана, критический анализ выбранной аргументации, освоение текста, репетиция

    произнесения речи.

    Чем отличается манипуляция от мотивации, этическая сторона речи, ответственность

    оратора. Убеждение и принуждение, в чѐм разница.

    Тема 10. Законы дискуссии. Искусство спора. Умение отвечать на вопросы.

    Поиск истины через путь размышления. Правила спора Древней Индии, Аристотеля и

    искусство ведение диалога Сократа. Виды спора и его структура. Приѐмы полемики, для защи-

    ты своей точки зрения. Практическая игра – тренинг по теме.

    Тема 11. Подготовка к самопрезентации. Речевой имидж оратора.

    Невербальные сигналы. Зрительные маркеры. Что такое харизма и возможно ли еѐ раз

    вить? Практические упражнения по развитию эмоционального интеллекта.

     

     

    2

    III.     ОЦЕНИВАНИЕ

    Преподаватель оценивает работу студентов на занятиях. Оценки за работу на занятиях

    преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по дисциплине рассчиты-

    вается по формуле:

    Онакопленная= 0,2* Озадание1 + 0,1* Озадание2+ 0,3* Озадание3 + 0,4* Озадание4

    Экзамен по дисциплине не предусмотрен, результирующая оценка выставляется по

    накопленной. В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине.

    Орезульт = Онакопл

    При получении неудовлетворительной результирующей оценки, согласно «Положению

    об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ

    ВШЭ», студент имеет право на пересдачу в установленные сроки. На пересдаче студенту не

    предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за те-

    кущий контроль.

    Не подлежат пересдаче:

    ·            положительная итоговая оценка за дисциплину;

    ·            оценки за отдельные текущие формы контроля;

    ·            итоговое задание.

    Пересдача комиссии проводится в форме устного экзамена на знание и понимание мате-

    риалов дисциплины. При пересдаче комиссии накопленная оценка не учитывается.

    Оценка рассчитывается по формуле

    Орезульт = Оэкз

    IV.                                                           ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

    Тематика заданий для текущего контроля совпадает с тематическими разделами, приве-

    денными выше.

    Задание №1 – скороговорки. Студент должен знать скороговорку наизусть, произнести с

    чѐткой дикцией, звуковым посылом и верной интонацией.

    Задание №2 – защита презентации на свободную тему. Студент должен продемонстри-

    ровать свободное повествование темы, чтобы связный рассказ студента являлся основой вы-

    ступления, а слайды презентации - дополнительной аргументацией.

    Задание №3 – выступление «Без чего не может жить человек». Главная задача задания

    использовать риторический канон, раскрыть идею через точно выбранный тезис и аргумента-

    цию.

    Задание №4 (итоговое) – выступление «Кто я» включает демонстрацию предыдущих

    навыков. Также в этом выступлении ученик учится раскрывать свою личность, используя зна-

    ния о речевых стилях и имидже оратора.

    Во всех выступлениях речь должна быть чѐткая, внятная, ученик должен демонстриро-

    вать владение голосом, телом, распределением в пространстве, поддерживать контакт с аудито-

    рией.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie